Совместное участие родителей в формировании личности ребенка.

Период от рождения до года – важный этап в формировании личности ребенка.

  • Формируются основы внутренней позиции личности в отношении к самому себе и к окружающему миру.
  • Закладываются основные эмоциональные реакции и модели восприятия, поведения, проявления себя, формируются навыки социального поведения и взаимодействия с социумом.
  • Поскольку ребенок на протяжении первого года жизни активно контактирует в основном с родителями, естественно, что их личностные качества, их отношение к ребенку, их эмоциональные и поведенческие проявления оказывают определяющее влияние на формирование психоэмоциональных и социальных качеств у малыша.

Долгое время роль отца в процессе воспитания и формирования личности ребенка принижалась. Но в 1980-х годах в социуме начала формироваться новая позиция, предполагающая активное участие отца в уходе, заботе и воспитании ребенка с младенческого возраста.
  • На сегодняшний день известно, что наилучшие результаты для формирования гармоничной личности дает совместное участие матери и отца в уходе и воспитании малыша.
  • Участие отца оказывает положительное влияние на уровень умственного и физического развития ребенка, а так же улучшает взаимопонимание между родителями.
  • Ребенок, впитывая модели поведения матери и отца, обычно применяет их в своей жизни.
  • Теплые отношения между родителями способствуют формированию у ребенка положительной самооценки и эмоциональной отзывчивости.

Ребенку необходимы тепло, любовь, открытые эмоциональные проявления чувств мамы и папы.

  • Но достаточно часто встречаются родители, скрывающие их под маской строгости. Часто родители, особенно отцы не позволяют себе открыто проявлять свою любовь к ребенку.  На самом же деле и материнское и отцовское внимание, проявления любви, совместное времяпрепровождение для ребенка очень важны.

 

С раннего детства родителям необходимо соблюдать баланс между заботой и контролем за действиями и безопасностью ребенка, и предоставлением ребенку возможности творческого исследования окружающего мира, проявления самостоятельности и активности.
  • Наличие границ безопасной деятельности, дают ребенку чувство защищенности, безопасности и предсказуемости окружающего мира.
  • Выстраивайте границы с любовью к ребенку.
  • Побуждайте малыша к активной исследовательской, познавательной деятельности, развивающей как физический, так и творческий аспекты его личности.
  • Относитесь к ребенку с уважением. Проявляйте свои эмоции и чувства к ребенку, чтобы он знал, что папа и мама его любят, понимают и поддерживают. Это поможет сформировать у малыша позитивную самооценку, чувство собственной ценности, нацеленность на достижение успеха в жизни.

Будьте доброжелательными по отношению к вашему малышу в любых ситуациях.

  • Не увлекайтесь запретами, порицаниями за неправильное поведение или действия ребенка. Это не воспитывает, а подавляет. Если запрет или порицание необходимы, то произносите их в мягкой форме, спокойно, адресуя не личности ребенка, а лишь отдельному действию. Помните, что ребенок только познает мир.
  • Период от рождения до года очень важен своими потенциальными психофизическими возможностями. От роли отца и матери, от согласованности их действий и позиции в воспитании и уходе за ребенком зависит очень много.
  • Формирование у ребенка самоощущения, определение собственной значимости, образа своего Я, доверчивого или враждебного отношения к окружающему миру – вот лишь некоторые значимые для успешной реализации человека как личности позиции, которые закладываются в период раннего детства.

Хочется отметить, что психологическое состояние родителей так же очень важно для формирования личности малыша.

  • Резкая перемена в образе жизни родителей, связанная с появлением в семье малыша, является стрессовым фактором продолжительного воздействия. Часто организм и психика не успевают восстанавливаться в периоды ночного отдыха. Накопленное напряжение может выражаться как в физических, так и эмоциональных проявлениях и нарушениях.

Можно порекомендовать молодым родителям обучиться несложным дыхательным упражнениям, снижающим уровень напряжения в теле и эмоциях, методам релаксации. Это позволит уравновешивать свои эмоции, снимать напряжение, быстрее и качественнее отдыхать. А значит, наполнит силами и даст необходимый ресурс для правильного эффективного и доброжелательного общения со своим маленьким ребенком. Поможет заложить необходимые для формирования гармоничной личности навыки и качества, вырастить здорового успешного ребенка, быть счастливыми и успешными родителями.